оглавление

WebGLFundamentals.org

WebGL - Анимация

Эта статья продолжает серию статей о WebGL. Первая была об основах, а в предыдущей мы рассмотрели камеры. Если вы их ещё не читали, то рекомендую сначала ознакомиться с ними.

Как создать анимацию в WebGL?

На самом деле анимация - это больше работа JavaScript, нежели WebGL. Для анимации необходимо менять что-либо в JavaScript с течением времени и при этом постоянно вызывать отрисовку.

Мы можем взять один из наших предыдущих примеров и сделать анимацию:

*var fieldOfViewRadians = degToRad(60);
*var rotationSpeed = 1.2;

*requestAnimationFrame(drawScene);

// отрисовка сцены
function drawScene() {
*  // каждый кадр немного увеличивается поворот
*  rotation[1] += rotationSpeed / 60.0;

  ...
*  // в следующем кадре снова вызываем drawScene
*  requestAnimationFrame(drawScene);
}

И анимация готова:

Однако, здесь есть одна неявная проблема. В коде выше содержится rotationSpeed / 60.0. Мы делим на 60.0, потому что предполагаем, что браузер вызовет requestAnimationFrame 60 раз за секунду, что является близким к правде.

Однако, это не верное предположение. Возможно, у пользователя медленное устройство вроде старого смартфона. Или, возможно, у пользователя в фоне запущена очень ресурсоёмкая программа. Есть множество причин, по которым браузер может не отображать 60 кадров в секунду. Возможно, наступил 2020 год и все устройства работают на частоте 240 кадров в секунду. А возможно, пользователь большой фанат игр и у него ЭЛТ-монитор с частотой 90 кадров в секунду.

Проблема наглядно продемонстрирована на следующем примере:

В примере выше мы хотели бы поворачивать все буквы 'F' с одной скоростью. Буква 'F' посередине работает на полной скорости и её частота кадров ни от чего не зависит. Буквы слева и справа симулируют, будто браузер работает на 1/8 от полной мощности компьютера. Буква слева ЗАВИСИМА от частоты кадров. Буква справа НЕЗАВИСИМА от частоты кадров

Заметьте, что буква слева не принимает во внимание, что частота кадров может быть низкой, и не успевает поворачиваться. Буква справа, даже несмотря на работу в режиме 1/8 доли от частоты кадров, успевает вращаться и не отстаёт от средней буквы, вращающейся на полной скорости.

Для того, чтобы сделать анимацию независимой от кадров, необходимо вычислять, сколько времени проходит между кадрами, и использовать это для определения времени анимации текущего кадра.

Для начала нам нужно получить время. К счастью, requestAnimationFrame при своём вызове передаёт нам время, прошедшее с загрузки страницы.

Лично мне кажется, что проще всего работать со временем в секундах, но так как requestAnimationFrame передаёт время в миллисекундах (тысяча секунд), нам нужно умножить на 0.001, чтобы получить секунды.

После этого мы сможем получить разницу во времени.

*var then = 0;

requestAnimationFrame(drawScene);

// отрисовка сцены
*function drawScene(now) {
*  // получаем время в секундах
*  now *= 0.001;
*  // вычитаем предыдущее значение времени от текущего
*  var deltaTime = now - then;
*  // запоминаем текущее время для следующего кадра
*  then = now;

   ...

Когда у нас есть deltaTime в секундах, наши расчёты будут строиться на том, сколько раз в секунду мы хотим выполнять что-либо. В нашем случае значение rotationSpeed равно 1.2, то есть мы хотим выполнять поворот на 1.2 радиана в секунду. Это примерно 1/5 поворота или, другими словами, нам необходимо 5 секунд для полного поворота независимо от частоты кадров.

*    rotation[1] += rotationSpeed * deltaTime;

Вот рабочий пример.

Вероятно, вы не заметите разницы с примером в верху страницы, если только у вас не медленный компьютер. Но если не учитывать частоту кадров, у некоторых ваших пользователей картина может сильно отличаться от той, которую вы планировали.

Далее рассмотрим работу с текстурами.

Не используйте функции setInterval и setTimeout!

Если в прошлом вам приходилось создавать анимацию в JavaScript, возможно, вы использовали либо setInterval, либо setTimeout для вызова функции отрисовки.

Существует две проблемы, связанные с использованием функций setInterval и setTimeout для анимации. Первая заключается в том, что обе этих функции никак не привязаны к механизму отрисовки браузера. Они не синхронизованы со временем, когда браузер собирается отрисовать новый кадр, и поэтому могут потерять синхронизацию с устройством пользователя. Если вы используете setInterval или setTimeout и предполагаете, что будет 60 кадров в секунду, а компьютер пользователя работает с другой частотой кадров, то вы потеряете синхронизацию с компьютером пользователя.

Другой проблемой является то, что браузер понятия не имеет, почему вы используете setInterval или setTimeout. Поэтому даже когда страницу не видно (например, если вкладка браузера не активна), браузер по-прежнему будет выполнять ваш код. Возможно, вы используете setTimeout и setInterval для проверки новой почты или твитов. Браузер никак не сможет догадаться. Если вы каждые несколько секунд проверяете письма, то всё замечательно, но как насчёт отрисовки 1000 объектов в WebGL? Вы в буквальном смысле будете вести DOS-атаку на компьютер пользователя через отрисовку в закрытой вкладке объектов, которые пользователь даже увидеть не может.

requestAnimationFrame решает обе эти проблемы. Функция вызывается в нужное время, чтобы ваша анимация была синхронизована с экраном, и только тогда, когда вкладку браузера видно.

Вопросы? Спросите на stackoverflow.
Нашли ошибку? Создайте задачу на github.
comments powered by Disqus

WebGL - Animation

This post is a continuation of a series of posts about WebGL. The first started with fundamentals. and the previous was about 3D cameras. If you haven't read those please view them first.

How do we animate something in WebGL?

Actually this isn't specific to WebGL but generally if you want to animate something in JavaScript you need to change something over time and draw again.

We can take one of our previous samples and animate it as follows.

*var fieldOfViewRadians = degToRad(60);
*var rotationSpeed = 1.2;


// Draw the scene.
function drawScene() {
*  // Every frame increase the rotation a little.
*  rotation[1] += rotationSpeed / 60.0;

*  // Call drawScene again next frame
*  requestAnimationFrame(drawScene);

And here it is

click here to open in a separate window

There's a subtle problem though. The code above has a rotationSpeed / 60.0. We divided by 60.0 because we assumed the browser will respond to requestAnimationFrame 60 times a second which is pretty common.

That's not actually a valid assumption though. Maybe the user is on a low-powered device like an old smartphone. Or maybe the user is running some heavy program in the background. There are all kinds of reasons the browser might not be displaying frames at 60 frames a second. Maybe it's the year 2020 and all machines run at 240 frames a second now. Maybe the user is a gamer and has a CRT monitor running at 90 frame a second.

You can see the problem in this example

In the example above we want to rotate all of the 'F's at the same speed. The 'F' in the middle is running full speed and is frame rate independent. The one on the left and the right are simulating if the browser was only running at 1/8th max speed for the current machine. The one on the left is NOT frame rate independent. The one on the right IS frame rate independent.

Notice because the one on the left is not taking into account that the frame rate might be slow it's not keeping up. The one on the right though, even though it's running at 1/8 the frame rate it is keeping up with the middle one running at full speed.

The way to make animation frame rate independent is to compute how much time it took between frames and use that to calcuate how much to animate this frame.

First off we need to get the time. Fortunately requestAnimationFrame passes us the time since the page was loaded when it calls us.

I find it easiest if we get the time in seconds but since the requestAnimationFrame passes us the time in milliseconds (1000ths of a second) we need to multiply by 0.001 to get seconds.

So, we can then compute the delta time like this

*var then = 0;


// Draw the scene.
*function drawScene(now) {
*  // Convert the time to seconds
*  now *= 0.001;
*  // Subtract the previous time from the current time
*  var deltaTime = now - then;
*  // Remember the current time for the next frame.
*  then = now;


Once we have the deltaTime in seconds then all our calculations can be in how many units per second we want something to happen. In this case rotationSpeed is 1.2 which means we want to rotate 1.2 radians per second. That's about 1/5 of a turn or in other words it will take about 5 seconds to turn around completely regardless of the frame rate.

*    rotation[1] += rotationSpeed * deltaTime;

Here's that one working.

click here to open in a separate window

You aren't likely to see a difference from the one at the top of this page unless you are on a slow machine but if you don't make your animations frame rate independent you'll likely have some users that are getting a very different experience than you planned.

Next up how to apply textures.

Don't use setInterval or setTimeout!

If you've been programming animation in JavaScript in the past you might have used either setInterval or setTimeout to get your drawing function to be called.

The problems with using setInterval or setTimeout to do animation are two fold. First off both setInterval and setTimeout have no relation to the browser displaying anything. They aren't synced to when the browser is going to draw a new frame and so can be out of sync with the user's machine. If you use setInterval or setTimeout and assume 60 frames a second and the user's machine is actually running some other frame rate you'll be out of sync with their machine.

The other problem is the browser has no idea why you're using setInterval or setTimeout. So for example, even when your page is not visible, like when it's not the front tab, the browser still has to execute your code. Maybe you're using setTimeout or setInterval to check for new mail or tweets. There's no way for the browser to know. That's fine if you're just checking every few seconds for new messages but it's not fine if you're trying to draw 1000 objects in WebGL. You'll be effectively DOSing the user's machine with your invisible tab drawing stuff they can't even see.

requestAnimationFrame solves both of these issues. It calls you at just the right time to sync your animation with the screen and it also only calls you if your tab is visible.

Questions? Ask on stackoverflow.
Issue/Bug? Create an issue on github.
comments powered by Disqus