WebGLFundamentals.org

WebGL 3D - Текстуры

Эта статья продолжает серию статей о WebGL. В первой из них мы начали с основ WebGL, а в предыдущей рассмотрели анимацию.

Как применить текстуру в WebGL? Возможно, вы сможете разобраться из статьи об обработке изображений, но будет проще, если мы разберём всё сначала более подробно.

Первое, что нам нужно сделать - приспособить шейдер к использованию текстур. Далее идут изменения в вершинном шейдере. Нам нужно передать в него текстурные координаты. В данном случае мы передаём их без изменений сразу во фрагментный шейдер.

attribute vec4 a_position;
*attribute vec2 a_texcoord;

uniform mat4 u_matrix;

*varying vec2 v_texcoord;

void main() {
  // умножаем координаты на матрицу
  gl_Position = u_matrix * a_position;

*  // передаём текстурные координаты во фрагментный шейдер
*  v_texcoord = a_texcoord;
}

Во фрагментном шейдере мы объявляем uniform-переменную sampler2D, через которую будем обращаться к текстуре. Мы используем текстурные координаты, переданные из вершинного шейдера и вызваем функцию texture2D для получения цвета из этой текстуры.

precision mediump float;

// приходит из вершинного шейдера
*varying vec2 v_texcoord;

*// текстура
*uniform sampler2D u_texture;

void main() {
*   gl_FragColor = texture2D(u_texture, v_texcoord);
}

Нам необходимо настроить текстурные координаты.

// получаем ссылку на данные вершины
var positionLocation = gl.getAttribLocation(program, "a_position");
*var texcoordLocation = gl.getAttribLocation(program, "a_texcoords");

...

*// создаём буфер для текстурных координат
var buffer = gl.createBuffer();
gl.bindBuffer(gl.ARRAY_BUFFER, buffer);
*gl.enableVertexAttribArray(texcoordLocation);
*
*// текстурные координаты - числа с плавающей точкой
*gl.vertexAttribPointer(texcoordLocation, 2, gl.FLOAT, false, 0, 0);
*
*// задаём текстурные координаты
*setTexcoords(gl);

Текстурные координаты сопоставляют целую текстуру с каждой гранью нашей буквы 'F'.

*// заполняем буфер текстурными координатами для F
*function setTexcoords(gl) {
*  gl.bufferData(
*      gl.ARRAY_BUFFER,
*      new Float32Array([
*        // лицевая часть столба слева
*        0, 0,
*        0, 1,
*        1, 0,
*        0, 1,
*        1, 1,
*        1, 0,
*
*        // лицевая часть верхней перекладины
*        0, 0,
*        0, 1,
*        1, 0,
*        0, 1,
*        1, 1,
*        1, 0,
* ...
*       ]),
*       gl.STATIC_DRAW);

Также нам понадобится текстура. Мы бы могли создать её сами, но в данном случае просто загрузим изображение, так как это наиболее распространённый способ.

Вот такое изображение мы будем использовать:

Изображение отлично нам подходит! По изображению буквы 'F' легко понять, в какую сторону повёрнуто изображение при использовании текстуры.

Необходимо помнить, что изображение загружается асинхронно. Мы посылаем запрос на загрузку изображения, а через некоторое время браузер скачивает его. Есть 2 распространённых подхода для обхода этой ситуации. Мы могли бы дожидаться, когда текстура загрузится, и лишь затем начинать отрисовку. А можно использовать другую текстуру на время загрузки изображения. В последнем случае мы могли бы начать отрисовку немедленно. А затем, когда изображение загрузится, мы перенесли бы его в текстуру. Именно такой подход мы и будем использовать далее.

*// создаём текстуру
*var texture = gl.createTexture();
*gl.bindTexture(gl.TEXTURE_2D, texture);
*
*// заполняем текстуру голубым пикселем 1x1
*gl.texImage2D(gl.TEXTURE_2D, 0, gl.RGBA, 1, 1, 0, gl.RGBA, gl.UNSIGNED_BYTE,
*              new Uint8Array([0, 0, 255, 255]));
*
*// асинхронная загрузка изображения
*var image = new Image();
*image.src = "resources/f-texture.png";
*image.addEventListener('load', function() {
*  // теперь, когда изображение загрузилось, копируем его в текстуру
*  gl.bindTexture(gl.TEXTURE_2D, texture);
*  gl.texImage2D(gl.TEXTURE_2D, 0, gl.RGBA, gl.RGBA,gl.UNSIGNED_BYTE, image);
*  gl.generateMipmap(gl.TEXTURE_2D);
*});

И вот результат:

нажмите здесь, чтобы открыть в отдельном окне

А что, если нам понадобится использовать только часть текстуру для фронтальной части 'F'? К текстурам идёт обращение через "текстурные координаты", которые идут в диапазоне от 0.0 до 1.0 слева направо по текстуре и от 0.0 до 1.0 от первого пикселя первой строки до последнего пикселя последней строки. Заметьте, что я не сказал "верх" или "низ". Верх и низ не имеют смысла в пространстве текстуры, потому что до тех пор, пока вы не отрисуете что-то и не зададите направления, не будет верха или низа. Важно лишь, что вы передаёте текстурные данные в WebGL. Начало данных начинается в текстурных координатах 0,0, а заканчиваются в 1,1.

Я загрузил текстуру в фотошоп и отметил необходимые координаты в пикселях.

Для конвертации из пиксельных координат в текстурные мы можем использовать формулу.

texcoordX = pixelCoordX / (width  - 1)
texcoordY = pixelCoordY / (height - 1)

Вот текстурные координаты для фронтальной части.

// лицевая часть левого столба
 38 / 255,  44 / 255,
 38 / 255, 223 / 255,
113 / 255,  44 / 255,
 38 / 255, 223 / 255,
113 / 255, 223 / 255,
113 / 255,  44 / 255,

// лицевая часть верхней перекладины
113 / 255, 44 / 255,
113 / 255, 85 / 255,
218 / 255, 44 / 255,
113 / 255, 85 / 255,
218 / 255, 85 / 255,
218 / 255, 44 / 255,

// лицевая часть средней перекладины
113 / 255, 112 / 255,
113 / 255, 151 / 255,
203 / 255, 112 / 255,
113 / 255, 151 / 255,
203 / 255, 151 / 255,
203 / 255, 112 / 255,

Я использовал такие же текстурные координаты для задней стороны. И вот результат.

нажмите здесь, чтобы открыть в отдельном окне

Пример нельзя назвать потрясающим, но надеюсь, что он наглядно демонстрирует использование текстурных координат. Если вы создаёте геометрию в коде (куб, сферу и прочее), вычислять текстурные координаты довольно легко. С другой стороны, при использовании 3D-моделей редакторов 3D вроде Blender, Maya, 3D Studio Max, создатель модели сам задаст текстурные координаты в этих редакторах.

А что же случится при использовании текстурных координат за пределами диапазона от 0.0 до 1.0? По умолчанию WebGL повторит текстуру. От 0.0 до 1.0 находится одна копия текстуры. От 1.0 до 2.0 - вторая. И даже от -4.0 до -3.0 находится копия. Отобразим поверхность, используя следующие текстурные координаты.

 -3, -1,
  2, -1,
 -3,  4,
 -3,  4,
  2, -1,
  2,  4,

Получится следующее:

нажмите здесь, чтобы открыть в отдельном окне

Вы можете повторять текстуру в определённых направлениях через CLAMP_TO_EDGE. Например,

gl.texParameteri(gl.TEXTURE_2D, gl.TEXTURE_WRAP_S, gl.CLAMP_TO_EDGE);
gl.texParameteri(gl.TEXTURE_2D, gl.TEXTURE_WRAP_T, gl.CLAMP_TO_EDGE);

Попробуйте разные переключатели в примере выше, чтобы понять разницу.

Вы могли заметить вызов функции gl.generateMipmap при загрузке текстуры. Для чего она нужна?

Представьте, что у нас есть текстура 16x16 пикселей.

Теперь представьте, что мы пытаемся отрисовать эту текстуру на полигоне размером 2x2 пикселей на экране. Какой цвет будет у этих 4 пикселей? Нужно выбрать из 256 пикселей. В фотошопе при масштабировании изображения 16x16 пикселей до изображения размером 2x2 в каждом углу уместится квадрат 8x8 пикселей, чтобы получить эти 4 пикселя в изображении 2x2. К сожалению, чтение 64 пикселей и их усреднение даётся видеокарте не так легко. А теперь представьте, что у вас текстура размером 2048x2084 пикселей и вы пытаетесь уместить её в изображение размером 2x2. Для этого фотошоп для каждого из 4 пикселей в этом изображении 2x2 усреднит 1024x1024 пикселей (или миллион пикселей) четыре раза. Довольно сложно это сделать, особенно учитывая, что это нужно сделать быстро.

В этом случае видеокарта использует мипмапы. Мипмап - это набор уменьшающихся изображений, каждое из которых в 4 раза меньше предыдущего. Мипмап для уже знакомой нам текстуры 16x16 может выглядеть следующим образом:

Обычно каждое уменьшенное изображение - это просто билинейная интерполяция предыдущего, и именно их создаёт функция gl.generateMipmap. Она берёт самое большое изображение и создаёт все уменьшенные копии. Конечно же, вы можете сделать уменьшенные изображения и сами.

Теперь, если вы попытаетесь отрисовать текстуру 16x16 пикселей на полигоне 2x2 пикселей, WebGL выберет уже готовое уменьшенное изображение размером 2x2 из мипмапа.

Вы можете выбрать одну из 6 моделей фильтра текстуры.

  • NEAREST = выбрать 1 пиксель из большего изображения
  • LINEAR = выбрать 4 пикселя из большего изображения и смешать их
  • NEAREST_MIPMAP_NEAREST = выбрать лучшее изображение (меньшее или большее) и выбрать 1 пиксель из него
  • LINEAR_MIPMAP_NEAREST = выбрать лучшее изображение и смешать 4 пикселя из него
  • NEAREST_MIPMAP_LINEAR = выбрать 2 лучших изображения, взять по 1 пикселю из каждого и смешать их
  • LINEAR_MIPMAP_LINEAR = выбрать 2 лучших изображения, взять по 4 пикселя из каждого и смешать их

На следующих 2 примерах можно увидеть разницу в этих моделях. Первый пример демонстрирует использование NEAREST или LINEAR, где всегда берётся пиксель из большего изображения, и поэтому изображение начинает мигать при движении объекта. При такое модели необходимо всегда выбрать единственный пиксель из большего изображение, а в зависимости от размера и положения изображения иногда берётся один пиксель, а иногда - другой, поэтому мы получаем мерцание.

нажмите здесь, чтобы открыть в отдельном окне

Обратите внимание, как сильно мерцают левые и средние изображения, в то время как правые мерцает значительно меньше. Правые изображения тоже имеют смешанные цвета, так как они используют мипмапы. Чем меньше текстура, тем дальше друг от друга WebGL берёт пиксели. Именно поэтому нижнее изображение посередине, мерцает, даже не смотря на использование LINEAR и смешивание 4 пикселей - это происходит из-за того, что эти 4 пикселя из разных углов изображения 16x16, и в зависимости от того, какие 4 пикселя выберутся, будут получены разные цвета. А изображение справа внизу остаётся постоянного цвета, так как использует предпоследнее (почти самое маленькое) изображение из мипмапа.

Второй пример показывает полигоны, уходящие далеко вглубь экрана.

нажмите здесь, чтобы открыть в отдельном окне

6 лент, идущих вглубь экрана, используют 6 различных моделей фильтрации, рассмотренных выше. Верхняя левая лента использует NEAREST и выглядит очень угловатой. Верхняя средняя использует LINEAR, и она ненамного лучше. Правая верхняя использует NEAREST_MIPMAP_NEAREST. Кликните на изображении для переключения на текстуру, где каждое изображение из мипмапа отличается по цвету, и вам будет легко определить, какое именно изображение используется. Нижняя левая лента использует LINEAR_MIPMAP_NEAREST, при котором выбирается лучшее изображение мипмапа, а затем смешивается 4 пикселя из этого изображения. Хороши видны переходы от одного изображения мипмапа к другому. Нижнее изображение посередине использует NEAREST_MIPMAP_LINEAR, где подбираются 2 наиболее подходящих изображения из мипмапа, из каждого берётся по пикселю и смешивается. В нём можно по-прежнему разглядеть угловатость, особенно в горизонтальном направлении. Ну и нижнее правое изображение использует LINEAR_MIPMAP_LINEAR, где подбираются 2 наиболее подходящих изображения из мипмапа, из каждого выбирается по 4 пикселя, и эти 8 пикселей смешиваются.

мипмапы с изображениями разных цветов

Возможно, вы сейчас думаете, зачем вообще использовать что-то отличное от LINEAR_MIPMAP_LINEAR, которое, вероятно, лучше всех. Причин множество. Во-первых, LINEAR_MIPMAP_LINEAR - самая медленная. Чтение 8 пикселей происходит медленнее, чем чтение одного. На современных видеокартах скорей всего это не будет проблемой, если вы используете одновременно одну текстуру, но современные игры могут использовать от 2 до 4 текстур сразу. 4 текстуры * 8 пикселей на текстуру = чтение 32 пикселей для каждой отрисовки. Это будет медленным. Во-вторых, вам могут понадобиться определённые эффекты. Например, если вам нужно получить пикселизованный ретро вид, возможно, вы захотите использовать NEAREST. Кроме того, для мипмапов нужна память. По сути, они используют на 33% больше памяти. Это может быть большим объёмом памяти, особенно для очень больших текстур вроде приветственного экрана игры. Если вы не планируете отрисовывать объект меньше, чем самый большой размер изображения, зачем создавать уменьшенные копии и тратить на них память? Вместо этого просто используйте NEAREST или LINEAR, так как они всегда используют первое изображение.

Для задания фильтры вызовите gl.texParameter следующим образом:

gl.texParameteri(gl.TEXTURE_2D, gl.TEXTURE_MIN_FILTER, gl.LINEAR_MIPMAP_LINEAR);
gl.texParameteri(gl.TEXTURE_2D, gl.TEXTURE_MAG_FILTER, gl.LINEAR);

Настройка TEXTURE_MIN_FILTER задаёт поведение фильтра, когда отрисовываемый объект меньше самого большого изображения мипмапа. Настройка TEXTURE_MAG_FILTER задаёт поведение фильтра, когда отрисовываемый объект больше самого большого изображения мипмапа. Для TEXTURE_MAG_FILTER допустимыми значениями являются только NEAREST и LINEAR.

Скажем, мы хотим использовать следующую текстуру.

Вот, что из этого выйдет:

нажмите здесь, чтобы открыть в отдельном окне

Почему не видно текстуру клавиатуры? Потому что у WebGL есть строгое ограничение - размер текстуры должен быть степенью двойки в обоих измерениях. Степени двойки - 1, 2, 4, 8, 16, 32, 64, 128, 256, 512, 1024, 2048 и т.д. Текстура с буквой 'F' имеет размер 256x256. 256 - степень двойки. А размер текстуры клавиатуры - 320x240. Ни один из этих размеров не является степенью двойки, поэтому текстура не отображается. В шейдере, в котором вызывается texture2D, при некорректно настроенной текстуре используется цвет (0, 0, 0, 1) - чёрный. Если вы откроете консоль JavaScript (консоль браузера), вы сможете увидеть ошибки касательно проблемы с текстурой.

WebGL: INVALID_OPERATION: generateMipmap: level 0 not power of 2
   or not all the same size
WebGL: drawArrays: texture bound to texture unit 0 is not renderable.
   It maybe non-power-of-2 and have incompatible texture filtering or
   is not 'texture complete'.

Для устранения этой ошибки нам нужно задать режим оборачивания CLAMP_TO_EDGE и отключить мипмапы, используя фильтрLINEAR или NEAREST.

Изменим код загрузки изображения соответствующим образом. Для начала нам понадобится функция, которая скажет, является ли значение степенью двойки.

function isPowerOf2(value) {
  return (value & (value - 1)) == 0;
}

Я не буду вдаваться в двоичную арифметику, чтобы объяснить, как это работает. Это просто работает, мы же можем использовать функцию следующим образом:

// асинхронная загрузка изображения
var image = new Image();
image.src = "resources/keyboard.jpg";
image.addEventListener('load', function() {
  // теперь, когда изображение загрузилось, копируем его в текстуру
  gl.bindTexture(gl.TEXTURE_2D, texture);
  gl.texImage2D(gl.TEXTURE_2D, 0, gl.RGBA, gl.RGBA,gl.UNSIGNED_BYTE, image);

*  // проверяем, что размер изображения равен степени двойки в обоих измерениях
*  if (isPowerOf2(image.width) && isPowerOf2(image.height)) {
*     // Да, степень двойки. Генерируем мипмап.
     gl.generateMipmap(gl.TEXTURE_2D);
*  } else {
*     // Нет, это не степень двойки. Отключаем мипмапы и устанавливаем режим CLAMP_TO_EDGE
*     gl.texParameteri(gl.TETXURE_2D, gl.TEXTURE_WRAP_S, gl.CLAMP_TO_EDGE);
*     gl.texParameteri(gl.TETXURE_2D, gl.TEXTURE_WRAP_T, gl.CLAMP_TO_EDGE);
*     gl.texParameteri(gl.TETXURE_2D, gl.TEXTURE_MIN_FILTER, gl.LINEAR);
*  }
}

И вот результат.

нажмите здесь, чтобы открыть в отдельном окне

Распространённый вопрос - "Как мне применить разные изображения к каждой грани куба?". Скажем, что у нас есть 6 изображений.

На ум приходят 3 варианта.

1) Сделать сложный шейдер, который содержит ссылки на 6 текстур и по переданной в вершину информации шейдер понимает, какую текстуру использовать. НЕ ДЕЛАЙТЕ ТАК! Немного подумав, становится понятно, что в итоге вами придётся написать кучу различных шейдеров, чтобы сделать то же самое для других объектов с большим количеством граней.

2) Использовать 6 отдельных плоскостей вместо куба. Довольно распространённое решение. Оно не так плохо, но работает только с достаточно простыми объектами вроде куба. Если у вас есть сфера с 1000 квадрантами и вы захотите задать для каждого квадранта отдельную текстуру, вам придётся отрисовывать 1000 плоскостей, что будет достаточно медленно.

3) И, пожалуй, лучшим решением будет объединение всех изображений в одну текстуру и использование текстурных координат для сопоставления различных частей текстуры отдельным граням куба. Эта техника используется большинством высокопроизводительных приложений (читай играми). Поэтому мы помещаем все изображения в одну текстуру следующим образом:

и затем используем другой набор текстурных координат для каждой грани куба.

    // выбираем нижнее левое изображение
    0   , 0  ,
    0   , 0.5,
    0.25, 0  ,
    0   , 0.5,
    0.25, 0.5,
    0.25, 0  ,
    // выбираем нижнее среднее изображение
    0.25, 0  ,
    0.5 , 0  ,
    0.25, 0.5,
    0.25, 0.5,
    0.5 , 0  ,
    0.5 , 0.5,
    // выбираем нижнее правое изображение
    0.5 , 0  ,
    0.5 , 0.5,
    0.75, 0  ,
    0.5 , 0.5,
    0.75, 0.5,
    0.75, 0  ,
    // выбираем верхнее левое изображение
    0   , 0.5,
    0.25, 0.5,
    0   , 1  ,
    0   , 1  ,
    0.25, 0.5,
    0.25, 1  ,
    // выбираем верхнее среднее изображение
    0.25, 0.5,
    0.25, 1  ,
    0.5 , 0.5,
    0.25, 1  ,
    0.5 , 1  ,
    0.5 , 0.5,
    // выбираем верхнее правое изображение
    0.5 , 0.5,
    0.75, 0.5,
    0.5 , 1  ,
    0.5 , 1  ,
    0.75, 0.5,
    0.75, 1  ,

И мы получим:

нажмите здесь, чтобы открыть в отдельном окне

Объединение нескольких изображений в одной текстуре часто называют текстурным атласом. Его использование является предпочтительным, так как грузится всего 1 текстура, и шейдер остаётся простым, так как он содержит всего одну ссылку на текстуру и требует одного вызова для отрисовки объекта, в то время как разбитый на плоскости объект требует одного вызова отрисовки на каждую из текстур.

Есть ещё пара вещей, которые, возможно, вы бы хотели знать о текстурах. Одна из них - использование 2 и более текстур одновременно. Вторая - загрузка изображений с других доменов.

Далее попробуем упростить код за счёт функций-помощников.

UV или Текстурные координаты?

Текстурные координаты часто упрощают до UV (произносится как Ю-Ви). Я понятия не имею, откуда взялся термин UV, разве что как положения вершин используют x, y, z, w, так и текстурные координаты используют s, t, u, v, чтобы было понятней, о каких из двух типов координат говорится. На основании этого можно подумать, что они бы назывались ST, особенно учитывая, что настройки оборачивания текстуры называются TEXTURE_WRAP_S и TEXTURE_WRAP_T, но по каким-то причинам люди назвали их UV.

Теперь вы знаете, что если кто-то говорит о UV, он имеет ввиду текстурные координаты.


Вопросы? Спросите на stackoverflow.
Нашли ошибку? Создайте задачу на github.
comments powered by Disqus

WebGLFundamentals.org

WebGL 3D - Textures

This post is a continuation of a series of posts about WebGL. The first started with fundamentals and the previous was about animation.

How do we apply textures in WebGL? You could probably derive how by reading the articles on image processing but it will probably be easier to understand if we go over it in more detail.

The first thing we need to do is adjust our shaders to use textures. Here are the changes to the vertex shader. We need to pass in texture coordinates. In this case we just pass them straight through to the fragment shader.

attribute vec4 a_position;
*attribute vec2 a_texcoord;

uniform mat4 u_matrix;

*varying vec2 v_texcoord;

void main() {
  // Multiply the position by the matrix.
  gl_Position = u_matrix * a_position;

*  // Pass the texcoord to the fragment shader.
*  v_texcoord = a_texcoord;
}

In the fragment shader we declare a uniform sampler2D which lets us reference a texture. We use the texture coordinates passed from the vertex shader and we call texture2D to look up a color from that texture.

precision mediump float;

// Passed in from the vertex shader.
*varying vec2 v_texcoord;

*// The texture.
*uniform sampler2D u_texture;

void main() {
*   gl_FragColor = texture2D(u_texture, v_texcoord);
}

We need to setup the texture coordinates

// look up where the vertex data needs to go.
var positionLocation = gl.getAttribLocation(program, "a_position");
*var texcoordLocation = gl.getAttribLocation(program, "a_texcoords");

...

*// Create a buffer for texcoords.
var buffer = gl.createBuffer();
gl.bindBuffer(gl.ARRAY_BUFFER, buffer);
*gl.enableVertexAttribArray(texcoordLocation);
*
*// We'll supply texcoords as floats.
*gl.vertexAttribPointer(texcoordLocation, 2, gl.FLOAT, false, 0, 0);
*
*// Set Texcoords.
*setTexcoords(gl);

And you can see the coordinates we're using which are mapping the entire texture to each quad on our 'F'.

*// Fill the buffer with texture coordinates for the F.
*function setTexcoords(gl) {
*  gl.bufferData(
*      gl.ARRAY_BUFFER,
*      new Float32Array([
*        // left column front
*        0, 0,
*        0, 1,
*        1, 0,
*        0, 1,
*        1, 1,
*        1, 0,
*
*        // top rung front
*        0, 0,
*        0, 1,
*        1, 0,
*        0, 1,
*        1, 1,
*        1, 0,
* ...
*       ]),
*       gl.STATIC_DRAW);

We also need a texture. We could make one from scratch but in this case let's load an image since that's probably the most common way.

Here's the image we're going to use

What an exciting image! Actually an image with an 'F' on it has a clear direction so it's easy to tell if it's turned or flipped etc when we use it as a texture.

The thing about loading an image is it happens asynchronously. We request the image to be loaded but it takes a while for the browser to download it. There are generally 2 solutions to this. We could make the code wait until the texture has downloaded and only then start drawing. The other solution is to make up some texture to use until the image is downloaded. That way we can start rendering immediately. Then, once the image has been downloaded we copy the image to the texture. We'll use that method below.

*// Create a texture.
*var texture = gl.createTexture();
*gl.bindTexture(gl.TEXTURE_2D, texture);
*
*// Fill the texture with a 1x1 blue pixel.
*gl.texImage2D(gl.TEXTURE_2D, 0, gl.RGBA, 1, 1, 0, gl.RGBA, gl.UNSIGNED_BYTE,
*              new Uint8Array([0, 0, 255, 255]));
*
*// Asynchronously load an image
*var image = new Image();
*image.src = "resources/f-texture.png";
*image.addEventListener('load', function() {
*  // Now that the image has loaded make copy it to the texture.
*  gl.bindTexture(gl.TEXTURE_2D, texture);
*  gl.texImage2D(gl.TEXTURE_2D, 0, gl.RGBA, gl.RGBA,gl.UNSIGNED_BYTE, image);
*  gl.generateMipmap(gl.TEXTURE_2D);
*});

And here it is

click here to open in a separate window

What if we wanted to just use a part of the texture across the front of the 'F'? Textures are referenced with "texture coordinates" and texture coordinates go from 0.0 to 1.0 from left to right across the texture and 0.0 to 1.0 from bottom to top up the texture.

So if we match up our vertices to the texture we can figure out what texture coordinates to use.

Here are the texture coordinates for the front.

    // left column front
    0.22, 0.19,
    0.22, 0.79,
    0.34, 0.19,
    0.22, 0.79,
    0.34, 0.79,
    0.34, 0.19,

    // top rung front
    0.34, 0.19,
    0.34, 0.31,
    0.62, 0.19,
    0.34, 0.31,
    0.62, 0.31,
    0.62, 0.19,

    // middle rung front
    0.34, 0.43,
    0.34, 0.55,
    0.49, 0.43,
    0.34, 0.55,
    0.49, 0.55,
    0.49, 0.43,

And here it is.

click here to open in a separate window

Not a very exciting display but hopefully it demonstrates how to use texture coordinates. If you're making geometry in code (cubes, spheres, etc) it's usually pretty easy to compute whatever texture coordinates you want. On the other hand if you're getting 3d models from 3d modeling software like Blender, Maya, 3D Studio Max, then your artists (or you) will adjust texture coordinates in those packages.

So what happens if we use texture coordinates outside the 0.0 to 1.0 range. By default WebGL repeats the texture. 0.0 to 1.0 is one 'copy' of the texture. 1.0 to 2.0 is another copy. even -4.0 to -3.0 is yet another copy. Let's display a plane using these texture coordinates.

 -3, -1,
  2, -1,
 -3,  4,
 -3,  4,
  2, -1,
  2,  4,

and here it is

click here to open in a separate window

You can tell WebGL to not repeat the texture in a certain direction by using CLAMP_TO_EDGE. For example

gl.texParameteri(gl.TEXTURE_2D, gl.TEXTURE_WRAP_S, gl.CLAMP_TO_EDGE);
gl.texParameteri(gl.TEXTURE_2D, gl.TEXTURE_WRAP_T, gl.CLAMP_TO_EDGE);

Click the buttons in the sample above to see the difference.

You might have noticed a call to gl.generateMipmap back when we loaded the texture. What is that for?

Imagine we had this 16x16 pixel texture.

Now imagine we tried to draw that texture on a polygon 2x2 pixels big on the screen. What colors should we make those 4 pixels? There are 256 pixels to choose from. In Photoshop if you scaled a 16x16 pixel image to 2x2 it would average the 8x8 pixels in each corner to make the 4 pixels in a 2x2 image. Unfortunately reading 64 pixels and averaging them all together would be way too slow for a GPU. In fact imagine if you had a 2048x2084 pixel texture and you tried to draw it 2x2 pixels. To do what Photoshop does for each of the 4 pixels in the 2x2 result it would have to average 1024x1024 pixel or 1 million pixels times 4. That's way way too much to do and still be fast.

So what the GPU does is it uses a mipmap. A mipmap is a collection of progressively smaller images, each one 1/4th the size of the previous one. The mipmap for the 16x16 texture above would look something like this.

Generally each smaller level is just a bilinear interpolation of the previous level and that's what gl.generateMipmap does. It looks at the biggest level and generates all the smaller levels for you. Of course you can supply the smaller levels yourself if you want.

Now if you try to draw that 16x16 pixel texture only 2x2 pixels on the screen WebGL can select the mip that's 2x2 which has already been averaged from the previous mips.

You can choose what WebGL does by setting the texture filtering for each texture. There are 6 modes

  • NEAREST = choose 1 pixel from the biggest mip
  • LINEAR = choose 4 pixels from the biggest mip and blend them
  • NEAREST_MIPMAP_NEAREST = choose the best mip, then pick one pixel from that mip
  • LINEAR_MIPMAP_NEAREST = choose the best mip, then blend 4 pixels from that mip
  • NEAREST_MIPMAP_LINEAR = choose the best 2 mips, choose 1 pixel from each, blend them
  • LINEAR_MIPMAP_LINEAR = choose the best 2 mips. choose 4 pixels from each, blend them

You can see the importance of mips in these 2 examples. The first one shows that if you use NEAREST or LINEAR and only pick from the largest image then you'll get a lot of flickering because as things move, for each pixel it draws it has to pick a single pixel from the largest image. That changes depending on the size and position and so sometimes it will pick one pixel, other times a different one and so it flickers.

click here to open in a separate window

Notice how much the ones on the left and middle flicker where as the ones on the right flicker less. The ones on the right also have blended colors since they are using the mips. The smaller you draw the texture the further apart WebGL is going to pick pixels. That's why for example the bottom middle one, even though it's using LINEAR and blending 4 pixels it flickers because those 4 pixels are from different corners of the 16x16 image depending on which 4 are picked you'll get a different color. The one on the bottom right though stays a consistent color because it's using the 2nd to the smallest mip.

The second example shows polygons that go deep into the screen.

click here to open in a separate window

The 6 beams going into the screen are using the 6 filtering modes listed above. The top left beam is using NEAREST and you can see it's clearly very blocky. The top middle is using LINEAR and it's not much better. The top right is using NEAREST_MIPMAP_NEAREST. Click on the image to switch to a texture where every mip is a different color and you'll easily see where it chooses to use a specific mip. The bottom left is using LINEAR_MIPMAP_NEAREST meaning it picks the best mip and then blends 4 pixels within that mip. You can still see a clear area where it switches from one mip to the next mip. The bottom middle is using NEAREST_MIPMAP_LINEAR meaning picking the best 2 mips, picking one pixel from each and blending them. If you look close you can see how it's still blocky, especially in the horizontal direction. The bottom right is using LINEAR_MIPMAP_LINEAR which is picking the best 2 mips, picking 4 pixels from each, and blends all 8 pixels.

different colored mips

You might be thinking why would you ever pick anything other than LINEAR_MIPMAP_LINEAR which is arguably the best one. There are many reasons. One is that LINEAR_MIPMAP_LINEAR is the slowest. Reading 8 pixels is slower than reading 1 pixel. On modern GPU hardware it's probably not an issue if you are only using 1 texture at a time but modern games might use 2 to 4 textures at once. 4 textures * 8 pixels per texture = needing to read 32 pixels for every pixel drawn. That's going to be slow. Another reason is if you're trying to achieve a certain effect. For example if you want something to have that pixelated retro look maybe you want to use NEAREST. Mips also take memory. In fact they take 33% more memory. That can be a lot of memory especially for a very large texture like you might use on a title screen of a game. If you are never going to draw something smaller than the largest mip why waste memory for those mips. Instead just use NEAREST or LINEAR as they only ever use the first mip.

To set filtering you call gl.texParameter like this

gl.texParameteri(gl.TEXTURE_2D, gl.TEXTURE_MIN_FILTER, gl.LINEAR_MIPMAP_LINEAR);
gl.texParameteri(gl.TEXTURE_2D, gl.TEXTURE_MAG_FILTER, gl.LINEAR);

TEXTURE_MIN_FILTER is the setting used when the size you are drawing is smaller than the largest mip. TEXTURE_MAG_FILTER is the setting used when the size you are drawing is larger than the largest mip. For TEXTURE_MAG_FILTER only NEAREST and LINEAR are valid settings.

Let's say we wanted to apply this texture.

Here it is.

click here to open in a separate window

Why doesn't the keyboard texture show up? That's beacuse WebGL has a kind of severe restriction on textures that are not a power of 2 in both dimensions. Powers of 2 are 1, 2, 4, 8, 16, 32, 64, 128, 256, 512, 1024, 2048, etc. The 'F' texture was 256x256. 256 is a power of 2. The keyboard texture is 320x240. Neither of those are a power of 2 so trying to display the texture fails. In the shader when texture2D is called and when the texture referenced is not setup correctly WebGL will use color (0, 0, 0, 1) which is black. If you open up the JavaScript console or Web Console, depending on the browser you might see errors pointing out the problem like this

WebGL: INVALID_OPERATION: generateMipmap: level 0 not power of 2
   or not all the same size
WebGL: drawArrays: texture bound to texture unit 0 is not renderable.
   It maybe non-power-of-2 and have incompatible texture filtering or
   is not 'texture complete'.

To fix it we need to set the wrap mode to CLAMP_TO_EDGE and turn off mip mapping by setting filtering to LINEAR or NEAREST.

Let's update our image loading code to handle this. First we need a function that will tell us if a value is a power of 2.

function isPowerOf2(value) {
  return (value & (value - 1)) == 0;
}

I'm not going to go into the binary math on why this works. Since it does work though, we can use it as follows.

// Asynchronously load an image
var image = new Image();
image.src = "resources/keyboard.jpg";
image.addEventListener('load', function() {
  // Now that the image has loaded make copy it to the texture.
  gl.bindTexture(gl.TEXTURE_2D, texture);
  gl.texImage2D(gl.TEXTURE_2D, 0, gl.RGBA, gl.RGBA,gl.UNSIGNED_BYTE, image);

*  // Check if the image is a power of 2 in both dimensions.
*  if (isPowerOf2(image.width) && isPowerOf2(image.height)) {
*     // Yes, it's a power of 2. Generate mips.
     gl.generateMipmap(gl.TEXTURE_2D);
*  } else {
*     // No, it's not a power of 2. Turn of mips and set wrapping to clamp to edge
*     gl.texParameteri(gl.TETXURE_2D, gl.TEXTURE_WRAP_S, gl.CLAMP_TO_EDGE);
*     gl.texParameteri(gl.TETXURE_2D, gl.TEXTURE_WRAP_T, gl.CLAMP_TO_EDGE);
*     gl.texParameteri(gl.TETXURE_2D, gl.TEXTURE_MIN_FILTER, gl.LINEAR);
*  }
}

And here's that

click here to open in a separate window

A common question is "How do I apply a different image to each face of a cube?". For example let's say we had these 6 images.

3 answers come to mind

1) make a complicated shader that references 6 textures and pass in some extra per vertex info into the vertex shader that gets passed to the fragment shader to decide which texture to use. DON'T DO THIS! A little thought would make it clear that you'd end up having to write tons of different shaders if you wanted to do the same thing for different shapes with more sides etc.

2) draw 6 planes instead of a cube. This is a common solution. It's not bad but it also only really works for small shapes like a cube. If you had a sphere with 1000 quads and you wanted to put a different texture on each quad you'd have to draw 1000 planes and that would be slow.

3) The, dare I say, best solution is to put all of the images in 1 texture and use texture coordinates to map a different part of the texture to each face of the cube. This is the technique that pretty much all high performance apps (read games) use. So for example we'd put all the images in one texture possibly like this

and then use a different set of texture coordinates for each face of the cube.

    // select the bottom left image
    0   , 0  ,
    0   , 0.5,
    0.25, 0  ,
    0   , 0.5,
    0.25, 0.5,
    0.25, 0  ,
    // select the bottom middle image
    0.25, 0  ,
    0.5 , 0  ,
    0.25, 0.5,
    0.25, 0.5,
    0.5 , 0  ,
    0.5 , 0.5,
    // select to bottom right image
    0.5 , 0  ,
    0.5 , 0.5,
    0.75, 0  ,
    0.5 , 0.5,
    0.75, 0.5,
    0.75, 0  ,
    // select the top left image
    0   , 0.5,
    0.25, 0.5,
    0   , 1  ,
    0   , 1  ,
    0.25, 0.5,
    0.25, 1  ,
    // select the top middle image
    0.25, 0.5,
    0.25, 1  ,
    0.5 , 0.5,
    0.25, 1  ,
    0.5 , 1  ,
    0.5 , 0.5,
    // select the top right image
    0.5 , 0.5,
    0.75, 0.5,
    0.5 , 1  ,
    0.5 , 1  ,
    0.75, 0.5,
    0.75, 1  ,

And we get

click here to open in a separate window

This style of applying multiple images using 1 texture is often called a texture atlas. It's best because there's just 1 texture to load, the shader stays simple as it only has to reference 1 texture, and it only requires 1 draw call to draw the shape instead of 1 draw call per texture as it might if we split it into planes.

Next up lets start simplifying with less code more fun.

UVs vs. Texture Coordinates

Texture coordinates are often shortened to texture coords, texcoords or UVs (pronounced Ew-Vees). I have no idea where the term UVs came from except that vertex positions often use x, y, z, w so for texture coordinates they decided to use s, t, u, v to try to make it clear which of the 2 types you're refering to. Given that though you'd think they'd be called Es-Tees and in fact if you look at the texture wrap settings they are called TEXTURE_WRAP_S and TEXTURE_WRAP_T but for some reason as long as I've been working in graphics people have called them Ew-Vees.

So now you know if someone says UVs they're talking about texture coordinates.


Questions? Ask on stackoverflow.
Issue/Bug? Create an issue on github.
comments powered by Disqus