оглавление

WebGLFundamentals.org

WebGL 3D - Камеры

Эта статья продолжает серию статей о WebGL. В первой из них мы начали с основ WebGL, а в предыдущей рассмотрели перспективу в 3D. Если вы их ещё не читали, рекомендую ознакомиться сначала с ними.

В последней статье нам пришлось сдвинуть F в переднюю часть фрустума, потому что именно там её ожидает функция m4.perspective, а объекты во фрустуме находятся от -zNear до -zFar впереди.

Перемещать объекты, чтобы они оказались впереди наблюдателя, кажется неправильным, не так ли? В реальной жизни вы обычно перемещаете камеру, чтобы снять здание.

перемещение камеры относительно объектов

Вы ведь не двигаете здания перед неподвижной камерой, верно?

перемещение объектов относительно камеры

Но в последней статье мы пришли к проекции, для которой необходимо, чтобы объекты находились перед началом координат по оси -Z. Для достижения этого нам нужно сместить камеру в начало координат, а затем сместить всё остальное на заданное значение, чтобы их положение относительно камеры осталось неизменным.

перемещение объектов относительно вида

По сути, нам нужно перемещать мир перед камерой. Простейший способ сделать это - использовать "обратную" матрицу. Математика вычисления обратной матрицы довольно сложна, но по сути всё просто. Обратным будем называть значение, которое является инверсией другого значение. Например, обратным значением 123 будет -123. Обратной для матрицы масштабирования на 5 будет матрица масштабирования на 1/5 или 0.2. Обратной для матрицы поворота на 30° по X будет матрица поворота на -30° по X.

До этого момента мы использовали перенос, поворот и масштабирование для изменения положения и направленности нашей буквы 'F'. После умножения всех матриц мы получим одну матрицу, определяющую, как переместить 'F' из исходного положение в нужное нам место, размер и направленность. То же самое мы можем сделать и в случае с камерой. Если у нас есть матрица, которая должна перенести камеру в нужное нам место, нам нужно лишь найти обратную ей матрицу, чтобы переместить всё остальное на обратную величину, и в итоге камера останется в координатах (0, 0, 0), а все остальные объекты примут необходимые нам положения перед камерой.

Сделаем 3D-сцену с кругом из букв 'F', как показано на анимациях выше.

Так как мы отрисовываем 5 объектов, и все они используют одну и ту же проекционную матрицу, мы инициируем её за пределами цикла.


// Задаём проекционную матрицу
var aspect = gl.canvas.clientWidth / gl.canvas.clientHeight;
var zNear = 1;
var zFar = 2000;
var projectionMatrix = m4.perspective(fieldOfViewRadians, aspect, zNear, zFar);

Затем вычислим матрицу камеры, которая задаёт положение и направление камеры в мировом пространстве. Код ниже создаёт матрицу, которая вращает камеру вокруг начала координат по радиусу radius * 1.5, при этом камера направлена в центр координат.

Движение камеры

var numFs = 5;
var radius = 200;

// Вычисление матрицы камеры
var cameraMatrix = m4.yRotation(cameraAngleRadians);
cameraMatrix = m4.translate(cameraMatrix, 0, 0, radius * 1.5);

Далее вычисляем "матрицу вида" на основе матрицы камеры. "Матрица вида" - это матрица, которая перемещает всё в противоположном камере направлении, таким образом всё вращается относительно камеры, словно она находится в начале координат (0,0,0). Это возможно благодаря функции inverse, которая вычисляет обратную матрицу (матрица, которая делает всё с точностью наоборот по сравнению с исходной матрицей). Другими словами, если исходная матрица переносила бы камеру в определённое положение и ориентацию, то обратная матрица вращает всё кроме камеры, словно камера находится в начале координат.

// Создаём обратную матрицу камеры
var viewMatrix = m4.inverse(cameraMatrix);

Теперь объединим матрицу вида и проекционную матрицу в одну.

// Получаем видо-проекционную матрицу
var viewProjectionMatrix = m4.multiply(projectionMatrix, viewMatrix);

Наконец, отрисовываем круг из букв F. Каждая F начинается с видо-проекционной матрицы, затем поворачивается и смещается на значение радиуса.

for (var ii = 0; ii < numFs; ++ii) {
  var angle = ii * Math.PI * 2 / numFs;
  var x = Math.cos(angle) * radius;
  var y = Math.sin(angle) * radius

  // Начинаем с видо-проекционной матрицы.
  // Вычисляем матрицу для F
  var matrix = m4.translate(viewProjectionMatrix, x, 0, y);

  // Задаём матрицу
  gl.uniformMatrix4fv(matrixLocation, false, matrix);

  // Отрисовываем геометрию
  var primitiveType = gl.TRIANGLES;
  var offset = 0;
  var count = 16 * 6;
  gl.drawArrays(primitiveType, offset, count);
}

И вуаля! Камера вращается вокруг кольца из букв 'F'. Потяните за слайдер cameraAngle для вращения камеры.

Это всё, конечно, хорошо, но управление камерой с помощью переноса, поворота и установки направления вида не всегда удобно. Например, если нам нужно, чтобы камера всегда смотрела на одну из букв 'F', то математика для этого случая будет далеко не из лёгких, ведь нужно вычислить, как направить камеру на эту 'F', при этом камера вращается вокруг кольца букв.

К счастью, есть более простой способ. Мы можем указать, где должна находиться камера, и куда она должна показывать. Затем на основании этого создадим матрицу, которая задаст камере все необходимые параметры. В математике матриц это выполняется очень легко.

Для начала нам нужно определиться, где расположить камеру. Назовём эту переменную cameraPosition. Ещё нам нужно знать положение объекта, на который смотрит камера. Назовём его target. Если вычесть target из cameraPosition, мы получим вектор, указывающий в нужном нам направлении от камеры до объекта. Назовём это zAxis. Мы знаем, что камера направлена в сторону -Z, поэтому мы можем отнять cameraPosition - target. Затем нормализуем результат и копируем его в z матрицы.

+----+----+----+----+
|    |    |    |    |
+----+----+----+----+
|    |    |    |    |
+----+----+----+----+
| Zx | Zy | Zz |    |
+----+----+----+----+
|    |    |    |    |
+----+----+----+----+

Эта часть матрицы представляет ось Z. Именно в этом случае - ось Z камеры. После нормализации мы получим единичный вектор - то есть вектор представляет значение 1.0. В статье про 2D-поворот мы говорили о единичной окружности, и как она полезна в 2D-повороте. В 3D нам нужна уже единичная сфера, а нормализованный вектор представляет точку на этой сфере.

ось z

Однако, этого недостаточно. Просто вектор даёт нам точку на единичной сфере, но от какой и до какой точки проходит этот вектор? Нам нужно заполнить и другие части матрицы. В частности, ось X и ось Y. Мы знаем, что эти три оси перпендикулярны друг другу. Мы также знаем, что обычно мы не направляем камеру прямо вверх. А это значит, что если нам известно, где верх (в нашем случае это 0,1,0), мы можем использовать "векторное произведение" для вычисления осей X и Y.

Я понятия не имею, что означает векторное произведение в математическом смысле. Что мне известно, так это то, что при векторном умножении двух единичных векторов мы получим вектор, перпендикулярный этим 2 векторам. Другими словами, если у вас есть вектор, указывающий на юго-восток, и вектор, направленный вверх, вы можете получить векторное произведение, в результате чего получится вектор, указывающий либо на юго-запад, либо на северо-восток, так как эти два вектора перпендикулярны юго-востоку и верху. В зависимости от порядка вычисления векторного произведения вы получите противоположный ответ.

Так или иначе при вычислении векторного произведения наших zAxis и up мы получим xAxis для камеры.

zAxis умножить на up = xAxis

И теперь, когда у нас есть xAxis, мы можем умножить zAxis и xAxis, что даст нам в итоге yAxis камеры.

zAxis умножить на xAxis = yAxis

Теперь нам остаётся объединить 3 оси в матрицу. Это даст нам матрицу, которая направляет некий объект от cameraPosition до target. Нам осталось лишь добавить position.

+----+----+----+----+
| Xx | Xy | Xz |  0 |  <- ось x
+----+----+----+----+
| Yx | Yy | Yz |  0 |  <- ось y
+----+----+----+----+
| Zx | Zy | Zz |  0 |  <- ось z
+----+----+----+----+
| Tx | Ty | Tz |  1 |  <- положение камеры
+----+----+----+----+

Вот код для вычисления векторного произведения 2 векторов.

function cross(a, b) {
  return [a[1] * b[2] - a[2] * b[1],
          a[2] * b[0] - a[0] * b[2],
          a[0] * b[1] - a[1] * b[0]];
}

Вот код разницы двух векторов.

function subtractVectors(a, b) {
  return [a[0] - b[0], a[1] - b[1], a[2] - b[2]];
}

Код нормализации вектора (делает нормализованный вектор).

function normalize(v) {
  var length = Math.sqrt(v[0] * v[0] + v[1] * v[1] + v[2] * v[2]);
  // проверяем, что мы не делим на 0
  if (length > 0.00001) {
    return [v[0] / length, v[1] / length, v[2] / length];
  } else {
    return [0, 0, 0];
  }
}

Код для создания матрицы "lookAt" ("смотреть на" - прим.пер.)

var m4 = {
  lookAt: function(cameraPosition, target, up) {
    var zAxis = normalize(
        subtractVectors(cameraPosition, target));
    var xAxis = cross(up, zAxis);
    var yAxis = cross(zAxis, xAxis);

    return [
       xAxis[0], xAxis[1], xAxis[2], 0,
       yAxis[0], yAxis[1], yAxis[2], 0,
       zAxis[0], zAxis[1], zAxis[2], 0,
       cameraPosition[0],
       cameraPosition[1],
       cameraPosition[2],
       1,
    ];
  }

А вот как мы можем использовать это, чтобы камера указывала на определённую 'F', перемещаясь вокруг кольца букв.

  ...

  // Вычисление положения первой буквы F
  var fPosition = [radius, 0, 0];

  // Используем матрицу для вычисления положения
  // на кольце букв, где находится камера
  var cameraMatrix = m4.yRotation(cameraAngleRadians);
  cameraMatrix = m4.translate(cameraMatrix, 0, 0, radius * 1.5);

  // Получаем положение камеры из вычисленной матрицы
  var cameraPosition = [
    cameraMatrix[12],
    cameraMatrix[13],
    cameraMatrix[14],
  ];

  var up = [0, 1, 0];

  // Вычисляем матрицу камеры, используя функцию "смотреть на"
  var cameraMatrix = m4.lookAt(cameraPosition, fPosition, up);

  // Создаём матрицу вида из матрицы камеры
  var viewMatrix = m4.inverse(cameraMatrix);

  ...

И вот результат.

Потяните за слайдер и посмотрите, как камера следит за одной буквой 'F'.

Замечу, что вы можете использовать функцию "lookAt" не только для камер. Например, чтобы голова персонажа следовала взглядом за кем-то. Или чтобы турель следовала за целью. То есть следование объекта своему пути. Вы вычисляете, где находится цель на пути объекта. Затем вычисляете, где цель будет на пути через несколько мгновений в будущем. Далее помещаете эти два значения в функцию lookAt, и получаете матрицу, которая направляет объект по заданному пути и направлению.

Узнайте больше об анимации в этой статье.

Стандарт lookAt

Большинство 3D-библиотек имеют функцию lookAt. Часто она создана, чтобы получать "матрицу вида", а не "матрицу камеры". Другими словами, она создаёт матрицу, которая вращает всё впереди камеры, вместо того, чтобы оперировать матрицей изменения самой камеры.

Я нахожу это менее полезным. Как упоминалось выше, функция lookAt имеет множество использований. Всегда можно вызвать inverse, когда нужна матрица вида, но если вы используете lookAt, чтобы взгляд одного персонажа следовал за другим персонажем, или чтобы турель целилась в свою цель, на мой взгляд гораздо полезней, если lookAt возвращает матрицу, которая устанавливает положение и направление объекта в мировом пространстве.

Вопросы? Спросите на stackoverflow.
Нашли ошибку? Создайте задачу на github.
comments powered by Disqus

WebGL 3D - Cameras

This post is a continuation of a series of posts about WebGL. The first started with fundamentals and the previous was about 3D perspective projection. If you haven't read those please view them first.

In the last post we had to move the F in front of the frustum because the m4.perspective function expects it to sit at the origin (0, 0, 0) and that objects in the frustum are -zNear to -zFar in front of it.

Moving stuff in front of the view doesn't seem the right way to go does it? In the real world you usually move your camera to take a picture of a building.

moving the camera to the objects

You don't usually move the buildings to be in front of the camera.

moving the objects to the camera

But in our last post we came up with a projection that requires things to be in front of the origin on the -Z axis. To achieve this what we want to do is move the camera to the origin and move everything else the right amount so it's still in the same place relative to the camera.

moving the objects to the view

We need to effectively move the world in front of the camera. The easiest way to do this is to use an "inverse" matrix. The math to compute an inverse matrix in the general case is complex but conceptually it's easy. The inverse is the value you'd use to negate some other value. For example, the inverse of 123 is -123. The inverse of a scale matrix that scaled by 5 would be 1/5th or 0.2. The inverse of a matrix that rotated 30° in X would be one that rotates -30° in X.

Up until this point we've used translation, rotation and scale to affect the position and orientation of our 'F'. After multiplying all the matrices together we have a single matrix that represents how to move the 'F' from the origin to the place, size and orientation we want it. We can do the same for a camera. Once we have the matrix that tells us how to move and rotate the camera from the origin to where we want it we can compute its inverse which will give us a matrix that tells us how to move and rotate everything else the opposite amount which will effectively make it so the camera is at (0, 0, 0) and we've moved everything in front of it.

Let's make a 3D scene with a circle of 'F's like the diagrams above.

First, because we are drawing 5 things and they all use the same projection matrix we'll compute that outside the loop

// Compute the projection matrix
var aspect = gl.canvas.clientWidth / gl.canvas.clientHeight;
var zNear = 1;
var zFar = 2000;
var projectionMatrix = m4.perspective(fieldOfViewRadians, aspect, zNear, zFar);

Next we'll compute a camera matrix. This matrix represents the position and orientation of the camera in the world. The code below makes a matrix that rotates the camera around the origin radius * 1.5 distance out and looking at the origin.

var numFs = 5;
var radius = 200;

// Compute a matrix for the camera
var cameraMatrix = m4.yRotation(cameraAngleRadians);
cameraMatrix = m4.translate(cameraMatrix, 0, 0, radius * 1.5);

We then compute a "view matrix" from the camera matrix. A "view matrix" is the matrix that moves everything the opposite of the camera effectively making everything relative to the camera as though the camera was at the origin (0,0,0). We can do this by using an inverse function that computes the inverse matrix (the matrix that does the exact opposite of the supplied matrix). In this case the supplied matrix would move the camera to some position and orientation relative to the origin. The inverse of that is a matrix that will move everything else such that the camera is at the origin.

// Make a view matrix from the camera matrix.
var viewMatrix = m4.inverse(cameraMatrix);

Now we combine the view and projection matrix into a view projection matrix.

// Compute a view projection matrix
var viewProjectionMatrix = m4.multiply(projectionMatrix, viewMatrix);

Finally we draw a circle of Fs. For each F we start with the view projection matrix, then rotate and move out radius units.

for (var ii = 0; ii < numFs; ++ii) {
  var angle = ii * Math.PI * 2 / numFs;
  var x = Math.cos(angle) * radius;
  var y = Math.sin(angle) * radius

  // starting with the view projection matrix
  // compute a matrix for the F
  var matrix = m4.translate(viewProjectionMatrix, x, 0, y);

  // Set the matrix.
  gl.uniformMatrix4fv(matrixLocation, false, matrix);

  // Draw the geometry.
  var primitiveType = gl.TRIANGLES;
  var offset = 0;
  var count = 16 * 6;
  gl.drawArrays(primitiveType, offset, count);

And voila! A camera that goes around the circle of 'F's. Drag the cameraAngle slider to move the camera around.

click here to open in a separate window

That's all fine but using rotate and translate to move a camera where you want it and point toward what you want to see is not always easy. For example if we wanted the camera to always point at a specific one of the 'F's it would take some pretty crazy math to compute how to rotate the camera to point at that 'F' while it goes around the circle of 'F's.

Fortunately there's an easier way. We can just decide where we want the camera and what we want it to point at and then compute a matrix that will put the camera there. Based on how matrices work this is surprisingly easy.

First we need to know where we want the camera. We'll call this the cameraPosition. Then we need to know the positon of the thing we want to look at or aim at. We'll call it the target. If we subtract the target from the cameraPosition we'll have a vector that points in the direction we'd need to go from the camera to get to the target. Let's call it zAxis. Since we know the camera points in the -Z direction we can subtract the other way cameraPosition - target. We normalize the results and copy it directly into the z part of a matrix.

|    |    |    |    |
|    |    |    |    |
| Zx | Zy | Zz |    |
|    |    |    |    |

This part of a matrix represents the Z axis. In this case the Z-axis of the camera. Normalizing a vector means making it a vector that represents 1.0. If you go back to the 2D rotation article where we talked about unit circles and how those helped with 2D rotation. In 3D we need unit spheres and a normalized vector represents a point on a unit sphere.

the z axis

That's not enough info though. Just a single vector gives us a point on a unit sphere but which orientation from that point to orient things? We need to fill out the other parts of the matrix. Specifically the X axis and Y axis parts. We know that in general these 3 parts are perpendicular to each other. We also know that "in general" we don't point the camera straight up. Given that, if we know which way is up, in this case (0,1,0), We can use that and something called a "cross product" to compute the X axis and Y axis for the matrix.

I have no idea what a cross product means in mathematical terms. What I do know is that if you have 2 unit vectors and you compute the cross product of them you'll get a vector that is perpendicular to those 2 vectors. In other words, if you have a vector pointing south east, and a vector pointing up, and you compute the cross product you'll get a vector pointing either south west or north east since those are the 2 vectors that are perpendicular to south east and up. Depending on which order you compute the cross product in, you'll get the opposite answer.

In any case if we compute the cross product of our zAxis and up we'll get the xAxis for the camera.

zAxis cross up = xAxis

And now that we have the xAxis we can cross the zAxis and the xAxis which will give us the camera's yAxis

zAxis cross xAxis = yAxis

Now all we have to do is plug the 3 axes into a matrix. That gives us a matrix that will orient something that points at the target from the cameraPosition. We just need to add in the position

| Xx | Xy | Xz |  0 |  <- x axis
| Yx | Yy | Yz |  0 |  <- y axis
| Zx | Zy | Zz |  0 |  <- z axis
| Tx | Ty | Tz |  1 |  <- camera position

Here's the code to compute the cross product of 2 vectors.

function cross(a, b) {
  return [a[1] * b[2] - a[2] * b[1],
          a[2] * b[0] - a[0] * b[2],
          a[0] * b[1] - a[1] * b[0]];

Here's the code to subtract two vectors.

function subtractVectors(a, b) {
  return [a[0] - b[0], a[1] - b[1], a[2] - b[2]];

Here's the code to normalize a vector (make it into a unit vector).

function normalize(v) {
  var length = Math.sqrt(v[0] * v[0] + v[1] * v[1] + v[2] * v[2]);
  // make sure we don't divide by 0.
  if (length > 0.00001) {
    return [v[0] / length, v[1] / length, v[2] / length];
  } else {
    return [0, 0, 0];

Here's the code to compute a "lookAt" matrix.

var m4 = {
  lookAt: function(cameraPosition, target, up) {
    var zAxis = normalize(
        subtractVectors(cameraPosition, target));
    var xAxis = cross(up, zAxis);
    var yAxis = cross(zAxis, xAxis);

    return [
       xAxis[0], xAxis[1], xAxis[2], 0,
       yAxis[0], yAxis[1], yAxis[2], 0,
       zAxis[0], zAxis[1], zAxis[2], 0,

And here is how we might use it to make the camera point at a specific 'F' as we move it.


  // Compute the position of the first F
  var fPosition = [radius, 0, 0];

  // Use matrix math to compute a position on a circle where
  // the camera is
  var cameraMatrix = m4.yRotation(cameraAngleRadians);
  cameraMatrix = m4.translate(cameraMatrix, 0, 0, radius * 1.5);

  // Get the camera's postion from the matrix we computed
  var cameraPosition = [

  var up = [0, 1, 0];

  // Compute the camera's matrix using look at.
  var cameraMatrix = m4.lookAt(cameraPosition, fPosition, up);

  // Make a view matrix from the camera matrix.
  var viewMatrix = m4.inverse(cameraMatrix);


And here's the result.

click here to open in a separate window

Drag the slider and notice how the camera tracks a single 'F'.

Note that you can use "lookAt" math for more than just cameras. Common uses are making a character's head follow someone. Making a turret aim at a target. Making an object follow a path. You compute where on the path the target is. Then you compute where on the path the target would be a few moments in the future. Plug those 2 values into your lookAt function and you'll get a matrix that makes your object follow the path and orient toward the path as well.

Let's learn about animation next.

lookAt standards

Most 3D math libraries have a lookAt function. Often it is designed specifically to make a "view matrix" and not a "camera matrix". In other words, it makes a matrix that moves everything else in front of the camera rather than a matrix that moves the camera itself.

I find that less useful. As pointed out, a lookAt function has many uses. It's easy to call inverse when you need a view matrix but if you are using lookAt to make some character's head follow another character or some turret aim at its target it's much more useful if lookAt returns a matrix that orients and positions an object in world space in my opinion.

click here to open in a separate window

Questions? Ask on stackoverflow.
Issue/Bug? Create an issue on github.
comments powered by Disqus